Вы можете авторизоваться на сайте через:

Морфологический разбор существительного

Схема морфологического разбора имени существительного

 

1. Выделить словоформу из текста, назвать часть речи.

2. Указать начальную форму.

3. По вопросу определить общее категориально-грамматическое значение.

4. Указать лексико-грамматические разряды:

а). по обозначаемому объёму понятий — собственные/ нарицательные (доказать);

б). по характеру обозначаемого — конкретное/неконкретное (отвлечённое, собирательное, вещественное);

в). по одушевлённости — одушевлённое/неодушевлённое (для конкретных и собственных).

При доказательстве для всех разрядов указать лексические и грамматические особенности.

5. Морфологические признаки:

а). род (указать признаки, по которым определяется род);

б). склонение (доказать). Имеет основное или вариантное окончание;

в). число (средства выражения формы и значения числа);

г). падеж (указать значение падежа, средства выражения падежной формы и падежного значения).

6. Синтаксические признаки:

а). роль в предложении;

б). вид связи существительного с другими словами;

в). возможность определяться атрибутивным словом (только прилагательное может быть атрибутивным словом).

7. Способ словообразования.

 

 

Образцы анализа

 

В 1612 г. большой отряд суздальцев выступил на помощь народному ополчению Д. М. Пожарского.

 

1. Отряд — имя существительное.

2. Н. ф. — отряд.

3. Отвечает на вопрос: что? Выражает общее категориально-грамматическое значение предметности.

4. Лексико-грамматические разряды:

а). нарицательное, т. к. служит наименованием однородных предметов;

б). неконкретное. По значению близко к собирательным, т. к. обозначает совокупность живых существ как единое целое.

По грамматическим показателям конкретное, т. к. обозначает предмет и имеет категорию числа: отрядотряды. Сочетается с количественными числительными (два отряда, три отряда), может сочетаться со словами много/мало (много отрядов) и иметь форму Р. п. мн. числа: отрядов;

в). неодушевлённое, т. к. отвечает на вопрос: что? и В. п. мн. ч. = И. п. мн. ч.: отряды (по лексико-грамматическим признакам).

5. Морфологические признаки:

а). существительное мужского рода с основой на твёрдый согл.

  t  Ø в И. п. ед. числа (по грамматическим признакам);

б). II скл., т. к. сущ-ное с основой на твёрдый согл.   t  Ø в м. р. И. п. ед. числа;

в). в ед. числе: ОПС — Ø;

г). в И. п. — показатель Ø; ОПС — мужского рода, II скл., ед. числа; ДСС — координация.

6. Синтаксические признаки:

а). в предложении является подлежащим;

б). связь между подлежащим и сказуемым — координация.

7. Непроизводное.

 

На помощь — особая аналитическая форма.

1. Помощь — имя существительное.

2. Н. ф. — помощь.

3. Отвечает на вопрос: что? Выражает общее категориально-грамматическое значение предметности.

4. Лексико-грамматические разряды:

а). нарицательное, т. к. служит наименованием однородных предметов;

б). отвлечённое существительное, т. к. обозначает абстрактное понятие в отвлечении от носителя признака.

Грамматические особенности: имеет форму только ед. числа, не сочетается с количественными числительными, но может сочетаться со словами много/мало и стоит при этом в форме ед. числа: мало помощи.

в). неодушевлённое, т. к. обозначает абстрактное понятие.

5. Морфологические признаки:

а). существительное женского рода с основой на мягкий согл.

  t'  Ø в И. п. ед. числа (по грамматическим признакам);

б). III скл., т. к. сущ-ное с основой на мягкий согл.   t'  Ø в ж. р.

И. п. ед. числа;

в). в ед. числе: ОПС — Ø;

г). в В. п. — показатель Ø; ОПС — женского рода, III скл., ед. числа; ДСС — предлог на.

6. Синтаксические признаки:

а). в предложении является обстоятельством цели;

б). слабое управление, т. к. есть предлог на.

7. Производное.

ПомогатьпомощьØ. (Безаффиксный способ).

 

_____________

ДСС — дополнительное синтагматическое средство.

ОПС — основное парадигматическое средство.

 

 


Поделиться публикацией:

Комментарии

Комментарии (0)
    Чтобы оставить на сайте свой комментарий, вам необходимо авторизоваться через один из сервисов:

    ^Наверх